История становления компании по производству оборудования для дайверов Печать
Автор: Administrator   
12.06.2008 23:24



дайвингКомпания "Дайвер-проект", основанная Сергеем Уличкиным в 1992 году, изготавливает компрессоры для подводного плавания. "Пока дайвер плавает, компрессор стоит на берегу,- рассказывает Сергей.- Вышел из воды, заправил акваланг новым воздухом и пошел дальше нырять".

Сергей Уличкин родился в Москве в 1956 году.

- Плавать начал с четырех лет. Родители вывозили меня на море, отдали в школу подводного плавания при клубе "Дельфин".

После окончания Московского института управления Сергей работал по специальности в отраслевом ГосНИИхлорпроект. Однако плавание не бросил.

- С оборудованием в те годы дела обстояли плохо. Акваланги, гидрокостюмы, компрессоры для зарядки аквалангов считались продукцией оборонного назначения, купить их было сложно даже для организаций, а уж для частных лиц - практически невозможно. Многие спортсмены делали оборудование сами. В 1981 году я познакомился с интересным человеком, участником войны Леонидом Михайловичем Царевым. Высококвалифицированный инженер, кроме того, увлеченный спортсмен-подводник, он начал конструировать любительские компрессорные установки одним из первых в России. Он и помог мне сделать мой первый компрессор. Сборка осуществлялась в квартире в течение нескольких месяцев.





На одном компрессоре Сергей Уличкин не остановился, сделал еще несколько для своих друзей. В 1988 году знакомые пригласили Сергея на работу в научно-производственный кооператив "Неофит", где ему было поручено наладить производство компрессорных установок. Сергей разработал конструкцию, которую можно было собирать буквально на кухне, как детский конструктор, из готовых узлов. Эти узлы заказывали на московских предприятиях.

- Промышленность в те годы переживала не лучшие времена, заводы вставали. Для каких-то предприятий наши заказы оказались единственной возможностью платить сотрудникам зарплату. Плюс к этому с началом перестройки через штабы тылов стало распродаваться лежавшее на складах военное оборудование, в том числе необходимые для производства установок двигатели и компрессорные головки.

В конце 1980-х годов "Неофит" делал по 70-100 компрессоров в год.

- Спрос был большой, рассказывает Сергей Уличкин.
- Люди, занимавшиеся подводным плаванием, изголодались по маленьким компрессорам. В те годы на одном из ленинградских заводов для гражданских целей производили агрегат "Старт". Не самого высокого качества, он служил недолго, хотя был достаточно компактным и устраивал потребителей за неимением лучшего.




Но и этот единственный малогабаритный компрессор купить было непросто. Были еще большие стационарные, весом по несколько сотен килограммов.

"Неофит" выпускал компрессоры весом 52-55 кг, два агрегата можно было легко разместить в багажнике автомобиля. Техника получалась очень надежной, имела ресурс в несколько тысяч моточасов и могла работать без перерыва буквально сутками.

- Вскоре в Россию стали привозить импортные компрессоры. Казалось бы, тема иссякла. Но все импортные варианты были намного дороже наших. Тогдашний российский потребитель компрессоров - студент или простой инженер - не мог себе позволить заплатить несколько тысяч долларов.

Самодельный отечественный компрессор тоже стоил недешево: в начале 1980-х его можно было купить за 800 руб., а в конце 1980-х- за 1,4-1,7 тыс. Поэтому советские люди объединялись в группы и покупали один агрегат на несколько человек. Когда производство малогабаритных компрессоров стало официальным, их начали покупать также организации, например, ОСВОД- для нужд спасательных станций.

Ельцин, не Ельцин

В 1990-1991 годах, помимо производства компрессоров, "Неофит" решил заняться организацией баз для отдыха подводников.

- У рыболовецкого колхоза на Тарханкутском полуострове в Крыму арендовали участок земли. Расплачивались за него компьютерами, привозили их на машинах из Москвы. Что делали в колхозе с компьютерами, я не знаю. Другая база разместилась под Сочи в Лазаревском. Договорились с оздоровительным комплексом "Зарница": они отвели помещение, организовали питание. База существовала три года.




Путевки продавались через клуб "Дельфин", оттуда же были приглашены на работу инструкторы. Люди приезжали, отдыхали, обучались подводному плаванию и после сдачи соответствующих экзаменов получали удостоверения подводных пловцов.

Во второй половине 1991 года в жизни Сергея случилась череда неприятных событий: сначала он попал в тяжелую аварию под Джанкоем, когда вез в колхоз очередную партию компьютеров, а через месяц-другой кооператив "Неофит" прекратил свое существование. Сергей остался без работы.

- Дома я продолжал разрабатывать новые модели компрессоров. В 1992 году зарегистрировал фирму "Дайвер", арендовал небольшой офис, позвал Леонида Михайловича Царева, вместе с которым сделал свой первый компрессор в 1981 году, и в 1992-м нам пришлось начинать все заново.

Требовались средства, поэтому Сергей решил создать еще одно направление - архитектурное проектирование. Для работы были приглашены высококвалифицированные сотрудники: архитекторы, конструкторы. Через несколько лет при реорганизации предприятия в его названии появилось второе слово- "проект".

- Заказчики названию не удивляются- "Дайвер-проект" приятно звучит,- объяснил Сергей.
- Второе направление оказалось довольно успешным. Некоторые трудности возникли только перед президентскими выборами 1995-1996 годов. Архитектурных заказов стало мало. Наши клиенты, в основном владельцы маленьких магазинчиков, сами не знали, что с ними будет через полгода. Все гадали- Ельцин, не Ельцин.





В 1997 году снова все наладилось. Основную долю прибыли приносило и приносит архитектурное направление. Компрессоры мы можем себе позволить по полгода не собирать. А те, которые собрали, стараемся сделать максимально дешевыми и доступными. Хотя целью любого бизнеса является извлечение прибыли, мы с пониманием относимся к тем любителям подводного плавания, которые не могут купить дорогое оборудование. Многие наши сотрудники сами ныряют. Тем дайверам, которые не могут купить готовый компрессор, но в состоянии сделать что-то своими руками, мы предлагаем купить у нас набор деталей и узлов и собрать компрессор самостоятельно. Это снижает цену готового изделия в несколько раз.

"Работать некому"

Сейчас цена на импортный малогабаритный компрессор составляет $3-6 тыс., компрессор фирмы "Дайвер-проект" стоит чуть больше $2 тыс. По словам Сергея, ни по дизайну, ни по надежности он иностранному не уступает.

- По надежности даже превосходит.
У нас гарантия до двух лет, у импортного, как правило, один год. Ресурс нашего- 4-6 тыс. часов. Даже если его будет эксплуатировать группа из десяти человек, ныряющих все отпуска и выходные подряд, то и тогда этих часов хватит на несколько лет.









В разработке участвуют два человека, в том числе сам Сергей.

- Начиная с 1992 года мы с Царевым конструировали по две-три модели компрессорной установки в год. Соберем опытную модель, посмотрим - не нравится. Несколько лет так экспериментировали, какие-то модели продавали, какие-то разбирали.

Изготавливали установки на заказ. Например, для подразделений пожарной охраны. Потом Леонида Михайловича не стало, в работе наступил перерыв.

Вскоре появились новые помощники и единомышленники. Сергей познакомился с людьми из подводного клуба "Коралл", расположенного в Дзержинском. Один из членов клуба, Сергей Каретников, принял участие в работе компрессорного направления фирмы как конструктор.

Производство Сергей Уличкин выстроил по тому же принципу, что и в кооперативе "Неофит": часть комплектующих закупается, часть заказывается на заводах, потом компрессоры собираются и продаются через специализированные клубы.

Однако с конца 1990-х с размещением заказов на заводах стало возникать все больше проблем.

- На машиностроительных заводах маленький приток молодых кадров. За станками стоят рабочие, которым по 70 лет. В мае они увольняются, чтобы поехать летом на дачу. Осенью кто-то возвращается на завод, кто-то нет. Делали комплектующие на одном заводе, весной они нам говорят: летом заказы брать у вас не будем, работать некому, все поувольнялись.

Другая проблема - небольшой размер партий заказываемых деталей и узлов.

- Наш "Дайвер-проект" скорее конструкторское бюро, чем промышленное предприятие. Мы все время совершенствуем свои изделия, а заводы за маленькие заказы берутся неохотно. Сейчас у нас в разработке находится новый компрессор. Все предыдущие модели не имели узла сцепления, поэтому плохо заводились при отрицательных температурах. Но поскольку все больше увлеченных дайвингом людей ныряют не только летом, но и в межсезонье, и даже зимой, проблема надежного запуска установки стала наиболее актуальной.

За прошедшие годы компрессор Сергея Уличкина сильно изменился.

- Раньше мы ставили бензодвигатели, которые покупали на заводе в Казахстане. Они были надежные, могли работать сутками не выключаясь. Но при этом весили 40 кг, тогда как японские аналоги не превышали 15 кг. Был у наших компрессоров еще один минус- выглядели они солидно, надежно, но как-то не празднично, не ярко, как, впрочем, и многое другое отечественное в те годы. В 1990-е в продаже стали появляться красивые зарубежные компрессоры, и мы решили не отставать. Первым делом пошли на облегчение конструкции: заменили сталь на алюминиевые сплавы, вместо казахстанских двигателей стали использовать от компании Honda. К нашему удивлению, они оказались в полтора раза дешевле: если в Казахстане мы платили за двигатель $400, то японский стоил всего $250. При этом Honda можно было купить в Москве, а в Казахстан надо было ехать.

В итоге масса компрессора уменьшилась на 15-17 кг. В 1996 году в "Дайвер-проекте" разработали устройство не с одной компрессорной головкой, а с двумя. Производительность возросла, акваланг можно было зарядить уже не за 40 мин, а за 25. Однако покупатель оказался не готов переплачивать за все эти удобства, и от производства компрессоров с двумя головками пришлось отказаться.

Много небогатых дайверов

Сейчас фирма конструирует и изготавливает компрессорные установки маленькими партиями по 10-15 штук. В год редко бывает больше двух партий.

- Это, конечно, не сравнить с объемами производства конца 1980-х- начала 1990-х годов,- объяснил Сергей.- Но с тех пор в стране многое изменилось. Появились богатые люди, которые могут себе позволить купить импортный компрессор за $6 тыс.

Раньше отдых был какой? Собиралась компания, покупали палатки, оборудование, один компрессор на десять человек и ехали отдыхать в какие-то дикие места, разбивали лагерь. Конечно, и в советское время одиночки были. Помню, у нас купил компрессор директор мебельного магазина. Но в основном агрегаты приобретали обычные люди, причем сообща, а сейчас богатые покупают для себя: буду один нырять или с женой, с сыном.

Люди среднего достатка вообще могут сейчас обходиться без компрессора: едут на Красное море, там гостиница, есть все необходимое оборудование, компрессор, надо только один гидрокостюм с собой везти.

Тем не менее отечественные компрессоры все равно находят своего покупателя.

- Есть много небогатых дайверов, которые хотят путешествовать автономно, не быть ни с кем связанными, ездить не туда, где все ныряют, а туда, где никого нет. Иногда заказчиками являются организации, например, производства и лаборатории, которым для каких-либо целей нужен чистый сжатый воздух.

Некоторые клиенты самостоятельно ныряют под Москвой, во дворе дома заряжают акваланг.

Компрессор - это агрегат повышенной опасности, но никаких несчастных случаев при его эксплуатации замечено не было.

- Бывало, что любители долго не могли завести компрессор. Например, забывали настроить регулятор оборотов. Но чтобы техника вообще не завелась, я не помню. Было бы упорство - в конце концов заведется. Однажды компрессор купил журналист из Казахстана. Приехал в Москву, мы ему все показали, он взял агрегат и уехал. Через некоторое время звонит: начал заполнять акваланг воздухом, а вместо воздуха идет масло. В общем, не читал инструкцию. Мы там красным цветом и восклицательными знаками выделили, как часто во время работы следует продувать воздушные фильтры. Он этого не делал.

Пришлось разбирать и промывать всю систему фильтрации.

Большинство заказов фирмы приходится на весну, когда люди начинают готовиться к сезону. Некоторые покупатели узнают о "Дайвер-проекте" через Интернет, другие находят журнальные объявления 20-летней давности.

- С 1960-х годов в СССР издавался "Спортсмен-подводник", многие его покупали, до сих пор подшивки журнала лежат у кого на даче, у кого в шкафу. Информации об отечественных производителях подводного снаряжения сейчас мало, вот люди и пытаются в старой прессе найти объявления. И хотя указанные телефоны десять раз поменялись, нас каким-то образом все равно находят.

Впрочем, мир дайверов достаточно тесен, все друг друга знают, и информация распространяется достаточно быстро.
Что же касается производства, то здесь на существенное увеличение объемов Сергей не надеется.

- Не только в России, но и во всем мире компрессор - вещь дорогая, спрос ограничен. До сих пор многие уверены в том, что импортная техника лучше. Поэтому хотя благосостояние населения России и растет, количество покупателей не прибавляется. Но зато остается стабильным.

СМОТРИТЕ ПО ТЕМЕ

Источник: «Бизнес. Ежедневная деловая газета»





 

Комментарии   

 
0 #4 Guest 26.10.2015 13:29
Cергею Уличкину.

Серёжа, свяжись со мной, пожалуйста. Не могу найти твоего современного телефона.

Сергей (Леонид Михайлович)
Сообщить модератору
 
 
0 #3 Гайчёнок 13.03.2012 00:00
хотелось бы с вами пообщятся по поводу постройки компрессора
Сообщить модератору
 
 
0 #2 валерич 13.08.2010 11:43
Такому директору при жизни памятник поставить надо.Сообщите свои координаты.Хочу приобрести компрессор для себя Вашего производства.
Сообщить модератору
 
 
0 #1 старый ныряла 28.02.2010 14:01
честь и хвала!
Сообщить модератору
 

© 2009 Бизнес идеи